&nbs.


nbsp;                                                                                                                                                                                                                                                                                            &.
                                                                                                                             

meshok.net

Старинный кирпич с клеймом

Продолжаем серию авторских очерков коллекционера Владимира Смирнова. О том, что говорят клейма на старинных кирпичах, хранящихся в его коллекциях и коллекциях компании «Брикфорд» — в исследовании автора.

Насколько велико множество народов, населяющих нашу планету, настолько же велико число языков, без знания которых невозможно понять особенности жизни представителей того или иного региона.


не только люди говорят на родном для них языке – кирпичи тоже умеют разговаривать. Это особый язык клейм, знание которого позволяет научиться понимать те «послания», которые оставило для нас прошлое на ничем не примечательном строительном материале. Азбука кирпичных клейм может оказаться полезной не только коллекционерам-любителям, старающимся разгадать принадлежность клейм тому или иному производителю, но и профессиональным исследователям, использующим все возможные источники и артефакты для архитектурного и исторического описания изучаемых построек. Следуя знаниям сложившихся канонов и правил, привлекая логический подход и креативное мышление, а также вооружившись немалой долей интуиции, давайте вместе постараемся освоить основы этого непростого «кирпичного» языка!

Старинный кирпич с клеймом

Итак, что же мы увидим на клейме?

Фамилия. Нет ничего проще для идентификации клейм, чем полностью написанная на нем фамилия владельца завода! Однако и здесь возможны нюансы: изначально было принято писать фамилию в родительном падеже (завод кого?), а затем к концу XIX века это трансформировалось в привычный именительный падеж. (рис. 1а, б)

Старинный кирпич с клеймом

Это надо учитывать, чтобы на ранних клеймах 1840-60-х не приписать по ошибке завод жене (или, не дай Бог, вдове!) известного производителя.


данном случае Пирогова и Пирогов – это одно лицо, Иван Кондратьевич Пирогов. Женские фамилии также встречаются в родительном падеже, но довольно редко, как в экземпляре Пелагеи Марковны Байковой (рис. 1в). Из желания импортировать (или, по крайней мере, рекламировать) свою продукцию за пределы России некоторые производители огнеупорного кирпича (Песельник, Старцев, Ягупов и др.) дополнительно прибегали к варианту написания своей фамилии на клейме латинскими буквами (рис.2). При этом использовалось франко-немецкое написание фамилии со сдвоенной буквой «F» на конце вместо «В».

Старинный кирпич с клеймом

Инициалы. Наиболее сложными для «опознания» являются двухбуквенные клейма, содержащие имя и фамилию владельца. Изначально они казались удачным и «экономичным» способом фиксации информации о хозяине завода, однако вскоре из-за частой повторяемости сочетаний (особенно с буквами «И», «П», «К», «С», «Н», «А») пришлось перейти на трехбуквенные, где первые два символа, согласно принятому порядку сокращений в дореволюционной России, обозначали имя и отчество. Так, наглядным примером возникновения дополнительной буквы служит трансформация клейма при переходе завода от И. Балашова к его сыну А.И. Балашову (рис.3). В книге Елшина и Векслера «Датирующие свойства петербургского кирпича XVIII-XX века» срок такого тотального перехода к трехбуквенным клеймам определяется 1880 годом, однако очевидно, что четкую границу в данном случае провести невозможно. Более того, известно много случаев даже в Санкт-Петербургской губернии, где было особенно много заводов, когда в XX веке продолжалось использование двухбуквенных сочетаний.


Совладения. Характерной чертой клейма при совладении завода является использование разделительного союза «и» между инициалами фамилии владельцев (рис.4а, завод Петрова и Витовского), а наличие компаньонов указывалось стандартной прибавкой «и Ко» (рис.4б, завод Л.Ю. Укке с компаньонами). В тоже время отмечены случаи простого перечисления сокращений по первым буквам фамилий владельцев (рис.4в, завод Свинухова, Яковлева и Зиновьева), что, несомненно, осложняет идентификацию.

Старинный кирпич с клеймом

Родственные связи на клейме отображаются более запутанным образом. Если заводом владели братья, то это, очевидно, «БР» либо «Б» с начальным «З» как указателем на «Завод Братьев …» (рис.5а, братьев Лядовых). Подобный «язык», хотя и достаточно редко, встречается в случаях продолжателей дела сыновьями с начальными буквами «ЗС» (рис.5б, завод сыновей Ягуповых) или потомками с начальными буквами «ЗП» (рис.5в, завод потомков Лядова). Для описания родственных отношений использовались также сокращения «С-я» («сыновья»), «н-ки» или «н=цъ» («наследники» или «наследниц») и «п-ки» («племянники»). (рис.6)


Сокращения. В связи с последними примерами уместно отметить, что сама фамилия также иногда сокращалась через дефис, как это было проделано с фамилиями Гарковенко (рис.7а), графа Стенбока-Фермора (рис.7б) или П.И. Миловановой (рис.7в). Кстати, титулованные особы не пренебрегали указанием своего знатного происхождения на клейме (рис.7), используя буквы «К» или «КН» («князь»), «Г» («граф»), «Б» («барон»), как, например, князь Юсупов (рис.8в), граф Левашов (рис.8б) или баронесса Фиркс (рис.8в). Особняком стоят случаи «усекновения» фамилии московским владельцем завода Тумановым (рис.9а) и нежелание петербургских заводчиков Трифоновых полностью уместить свою фамилию на клейме. (рис.9б)

Старинный кирпич с клеймом

Купеческие. На ранних петербургских клеймах 1840-60-х годов первой буквой также нередко ставилась «К», что указывало на принадлежность производителя купеческому сословию. Это надо учитывать, чтобы не спутать их с упоминавшимися выше клеймами заводов князей, которые зачастую были расположены непосредственно в своих имениях и большей частью были ориентированы не на продажу продукции, а на удовлетворение хозяйственных нужд при постройке усадебных домов, амбаров, конюшен, оранжерей и т.п.

Имения. В отличие от купцов, владельцы кирпичных заводов в поместьях часто клеймили кирпичи названиями своих имений или по месту расположения завода, например, завод в поместье «Гоща» князей Валевских, или по месту расположения завода, как крестьянин Голубев в селе Елизаветино. (рис.10)


Старинный кирпич с клеймом

Происхождение. Для обрусевших владельцев заводов клейма могли также использоваться для того, чтобы подчеркнуть свою национальность или этнические корни. Так, например, поступил выходец из армян Алахвердов (Аллахвердян) в Нахичеване-на-Дону (см. также www.kublog.ru/arch/memorize_history/6822.html), использовав на клейме букву «А» армянского алфавита, или немецкий промышленник Ф. Андерегг. (рис.11)

Товарищества и общества. Характерным признаком указания на Товарищество или Общество на клейме, помимо использования начальных букв «Т» или «О», служат сложные многобуквенные аббревиатуры, как на клейме Санкт-Петербургского Общества Строительных Материалов или Товарищества Санкт-Петербургских Кирпичных и Гончарных Заводов. (рис.12)

Казенные. Помимо известных изображений официального символа Российской Империи – двуглавого орла – казенные (т.е. принадлежащие государству) кирпичные заводы зачастую использовали аббревиатуру «КЗ» в конце клейма, например «Знаменский Кирпичный Завод» (рис.13).
обще использование «З» (или «КЗ») на конце клейма (за редким исключением совпадения инициалов владельца, как в случае с клеймом «КЗ» Константина Захарова) является прямым указанием на то, что в первой букве заключено название завода. И наоборот, если «З» (или «КЗ») встречается в начале клейма, то последующие буквы скорее всего указывают на инициалы владельца, как на клеймах заводов Юнгер или Е. Камбулина. (рис.14 а, б)

Старинный кирпич с клеймом

Крепостные. Для строительства всевозможных военных укреплений, казарм и складских помещений военным ведомством учреждались специальные так называемые крепостные заводы, кирпичи которых использовались для возведения, в частности, крепостных стен. Для них на клейме характерны буквы «В», «П» («военного приказа») и «К» («крепостной»), а также год производства как на рис.15 для кирпичей «БЛК» — Брест-Литовсокй крепости, или «КВ» — Киевского крепостного (кирпичного) ведомства.

Тюремные. Власти резонно полагали, что заключенные своим трудом могут принести значительную пользу казне, если их задействовать на кирпичном производстве для нужд уездного или волостного строительства. Почти в каждом губернском (а иногда и в крупном уездном) городе существовали кирпичные заводы при исправительных учреждениях, т.е. тюрьмах. Для их продукции характерны клейма с сочетаниями «ТУ» («Тюремной Управы») или «ТЗ» («Тюремный завод») (рис.16-б, «Уфимский тюремный завод»). По аналогии заводы Губернских Управ содержат аббревиатуру «ГУ». (рис.16в, завод Санкт-Петербургской Губернской Земской Управы»)


Церковные. В клеймах церковных заводов, принадлежащих церковной общине (приходу) или построенных для нужд возведения храма, очевидно присутствует буква «Ц» (или «М», если это касается монастырей), а также название церкви (рис.17) – «П.Д.У.Ц.» — Пещерская Доложская Упенская Церковь, «ВМ» — Валаамского Монастыря.

Старинный кирпич с клеймом

Символы. Отдельного обсуждения заслуживают изображения на клеймах различных символов и графических знаков (фигур). Их условно можно подразделить на изображения гербов, эмблем, цифр (чисел), фигур и профилей. Мы предполагаем разместить это обзор во второй части данной статьи. (Еще порядка 20 различных рисунков)

Итак, в данном обзоре для понимания «языка» кирпичных клейм была сделана попытка вкратце остановиться на тех основных закономерностях и мотивах, которые двигали владельцами кирпичных заводов при клеймении ими своей продукции. Несмотря на разнообразие всевозможных сочетаний букв, цифр, символов и т.п., хозяева заводов в общем стремились к одной цели – самоидентификации, т.е. желанию донести до потребителей свою неповторимую, отличную от всех, марку, за качество которой не придется стыдиться ни отцовской фамилией, ни родовым имением, ни светским титулом.
сожалению, за последние 120-150 лет в России и сопредельных территориях происходили такие катаклизмы и кардинальные переустройства жизненного уклада, что язык кирпичных клейм дошел до нас лишь фрагментарно, и его изучение и овладение им носит в большой степени характер догадок и предположений. Однако, в этом состоит и главная прелесть его постижения, когда, как в хорошем детективном сюжете, в конце трудной кропотливой работы по проработке большого количества версий находится одна, на которую указывают все «улики». А что может быть интереснее творческих исканий по разгадыванию тайн, скрытых от нас неумолимым временем!

Владимир Смирнов

Материалы по теме:

Туманный «Лондон»;
Пастуховъ. Унесенный Красным Сулином;
Кирпичный Екатеринодар;
В поисках буквы «Е»;
История: Правила для единообразной и прочной выделки кирпича, 1847 год.

www.kublog.ru

Что такое старинный кирпич?

Раньше строительство зданий велось на века. Поэтому старинные кирпичи отличаются особой прочностью и высоким качеством.

Более того, под действием времени они приобрели своеобразную фактуру и цвет. Использование их в дизайнерской отделке создает особую атмосферу в помещении, которая буквально «дышит» историей.

Технология производства старинных кирпичей во многом отличалась от современного изготовления. Прочность старинных керамических изделий определялась температурой их запекания. Чем выше – тем крепче кирпич. Наиболее прочным был кирпич-железняк.

Его марка соответствовала в современном измерении 800 – 1000 кг/см2. Сейчас в строительстве чаще всего применяются материалы с маркой 100 или 150. Производился такой кирпич в небольших объемах и применялся в основном для гидротехнических сооружений или фундаментов, эксплуатировавшихся во влажных средах.

В настоящее время срок эксплуатации кирпичного сооружения в среднем составляет 125 лет. Большинство современных керамических и силикатных материалов вполне способно отслужить положенное время. Но они не обладают тем особым шармом, который имеют кирпичи с историей.

Получают старинные кирпичи с клеймом и без него в результате аккуратной разборки старых зданий, у которых нет исторической ценности. Так как таких сооружений становится все меньше, то и цена на материалы, пригодные для дальнейшего использования, с каждым годом повышается.

Разборка старинных зданий на кирпич
Разборка старинных зданий на кирпич

Еще и по этой причине спрос на старинные кирпичи не падает как в сфере дизайна интерьеров, так и у коллекционеров.

Коллекционирование старинных кирпичей

Коллекционирование старинных строительных материалов, таких как кирпич, черепица, кафель, в настоящее время достаточно распространенное явление. У него даже есть свое название – брикофилия. Оно происходит от английского обозначения кирпича – bric.

Наибольшим спросом у коллекционеров пользуются старинные кирпичи с клеймом. По ним можно определить завод-изготовитель кирпича, время его производства. Часто на кирпичах проставлялись фамилии владельцев фабрик строительных материалов.

В начале на клеймах кирпичей больше присутствовали природные мотивы. В России они применялись до конца 17-го века. Затем клеймить кирпичи стали буквами алфавита. Как правило, это была первая буква фамилии владельца завода.

С увеличением количества кирпичных производств одна буква уже не могла точно обозначить принадлежность изделия. По этой причине на кирпичах стали появляться полные фамилии основателей заводов.

Старые кирпичи с клеймами в виде двуглавого орла производились на государственных предприятиях. Во времена правления Александра I первого орел отпечатывался в круглой обводке, Александра III – в овальной. При Николае I использовалось квадратное клеймо.

Имперский старинный кирпич
Имперский старинный кирпич

Клеймение продукции было своеобразным сертификатом ее качества. При изготовлении не качественной продукции, ее производителя могли подвергнуть штрафу. В начале 20-го века клейма на кирпичах утратили свою актуальность.

Размеры старинных кирпичей также были регламентированы. Со времен Петра I они должны были иметь:

  • Длину 28 см;
  • Ширину – 14 см;
  • Толщину – 7 см.

В 1833 году эти размеры немного изменились:

  • Длина стала составлять 26,5 см.
  • Ширина кирпича уменьшилась до 13,3 см.
  • Толщина его стала 6,7 см.

В коллекциях иногда встречаются и необычные артефакты с отпечатками растений или животных.

Старинная кирпичная кладка многих зданий разбиралась при сносе, и весь кирпич большей частью вывозился как мусор. Но иногда применялось его вторичное использование, в том числе и в отделке помещений.

Старинный кирпич в современном интерьере

В 19-м веке кирпичное строительство получило очень широкое распространение. Многие здания стали отделывать кирпичом вместо оштукатуривания. В настоящее время такая отделка также становится все более популярной.

Это касается не только наружной облицовки, но и внутренней отделки. Все чаще для этого используют старинные кирпичи. Но не менее успешны проекты интерьеров с применением искусственно состаренного кирпича или плитки «под старый кирпич».

Старая кирпичная кладка в дизайне помещения придает всему пространству очень стильный вид и создает особую атмосферу.

Брутальный и суровый стиль «Лофт»

Такой вид внутренней отделки помещений особенно характерен для стиля «Лофт». Данное архитектурное направление берет свое начало в Америке с середины 20-го века.

В это время там массового начали переделывать под жилье здания производственного назначения. Соответственно, размеры и стиль таких пространств требовал совершенно нового подхода к отделке.

Отличительные признаки помещения, соответствующего дизайну «Лофт»:

  • В основном это чердачное расположение или последний этаж здания.
  • Большая площадь и высокие потолки производственных цехов, минимум перегородок и зонального деления.
  • Огромные окна, часто занимающие всю наружную стену и делающие помещение очень светлым. Встречаются варианты со стеклянной крышей.
  • Различные металлические, деревянные и железобетонные балки и технические конструкции, которые специально оставляются не закрытыми.
  • Стены выполнены из грубого кирпича, полы – из плохо обработанных досок.

В настоящее время данный стиль получил заслуженное внимание владельцев больших квартир и загородных домов, в которых возможна свободная планировка и нестандартные формы.

Достоинствами отделки в стиле «Лофт» являются несколько основных моментов:

  • Она не только красиво выглядит, но и практична.
  • Кирпич облицовочный под старину не требует особого ухода и имеет долгий срок эксплуатации.
  • Старинный кирпич в интерьере великолепно сочетается с деревом, металлом, стеклом и кожей. Вариантов комбинированной отделки с ним очень много.
  • Дизайн пространства получается оригинальным и необычным.

Стилизирование таких помещений под «промышленный интерьер» во многом определил возросшую потребность в старинном кирпиче для отделки. По этой причине появилось большое количество предложений по продаже изделий старого производства, а также широко применяется технология состаривание кирпича.

Сфера применения старинных кирпичей

Что можно сделать из старого кирпича?

Сфера применения таких изделий весьма широка:

  • Создание особых интерьеров при использовании данного отделочного материала.
  • Облицовка старым кирпичом каминов и печей придаст им исторический внешний вид.
  • Из старинного кирпича можно выполнить кладку стен и перегородок в новом жилье.
  • Весьма интересно будет создание кирпичного пола.

Достаточно часто в качестве колоритного элемента декора применяется отделка кирпичом одной стены, кухонного фартука, либо отделываются детали обстановки в помещении.

Кладка из старинного кирпича

Натуральная старинная кирпичная кладка в домах не требует отделки. Ее надо только очистить от штукатурки и, при необходимости, произвести реставрацию.

Кирпич облицовочный «под старину» широко используется не только в интерьерах частных домов или квартир, но и в дизайне общественных зданий.

Комбинирование кирпича с другими материалами создает элегантную атмосферу тепла и уюта.

Коллекции старых кирпичей могут стать отличными декоративными деталями любого интерьера. Отделка помещений состаренными изделиями или натуральным старым кирпичом придаст всему пространству особый стиль и характер.

Новые полы из старого кирпича

Как использовать старый кирпич при устройстве полов? Лучше всего применять не цельные изделия, а плитку из старинного кирпича. Такой подход позволит значительно снизить нагрузку на межэтажные перекрытия.

Достоинствами кирпичных полов можно назвать следующие моменты:

  • Красота и эстетичность данного напольного покрытия подчеркнет изысканный стиль всего дома.
  • Нетребовательный к уходу пол из старого кирпича прослужит вам очень долго.
  • Как класть старые кирпичи своими руками – монтаж данного вида полов достаточно прост.
  • Полы из кирпича отличаются высокой экологической чистотой.

Коллекция старых кирпичей может быть использована для устройства полов не только в частных домах или квартирах. В музеях, ресторанах, винных погребах такой пол будет смотреться очень органично.

Технология состаривания кирпича

Как состарить кирпич? Современные технологии позволяют придать многим строительным материалам старинный внешний вид.

При этом они являются новыми прочными изделиями, прошедшими специальную обработку. Наличие сколов и трещин, нечеткая геометрическая форма придают такому кирпичу интересный облик древности.

Изготовление старинного кирпича
Изготовление старинного кирпича

В то же время, рынок переполнен дешевыми отделочными материалами, имитирующими настоящий керамический кирпич.

Но при всей своей привлекательности они не имеют свойств, которыми характеризуются кирпичные изделия:

  • Эстетичность;
  • Большой срок службы;
  • Практичность – его не надо отделывать и подвергать ремонту.
Кирпич старый в отделке стен
Кирпич старый в отделке стен

Чаще всего для придания новому кирпичу состаренного вида его обрабатывают с целью получения размытой или колотой формы. Затем пропитывают специальными составами, которые еще больше создают эффект старинного изделия.

Старинные кирпичи ручной формовки

Кирпич ручной формовки является отличным решением для индивидуальной и неповторимой отделки любого помещения. Ручная формовка кирпича придает ему неровную, как бы рваную, форму, создает «эффект потертости». Каждое изделие имеет свою неповторимую фактуру.

Кирпич старый ручной формовки
Кирпич старый ручной формовки

Как состарить кирпичную стену? Для этого ее достаточно выложить с применением кирпича ручной формовки, либо отделать плиткой «под старинный кирпич».

Плитка «под кирпич»

Керамическая плитка «под кирпич» чаще всего изготавливается путем распила обычного облицовочного керамического кирпича на специальном оборудовании. Полученное таким образом изделие по своим свойствам ничем не уступает кирпичу, но имеет меньшую толщину.

Это, в свою очередь, позволяет с успехом использовать ее в отделке отдельных деталей интерьера – арок, колонн, порталов, проемов.

Какой бы вид материала для домашнего интерьера вы не выбрали: настоящие старинные кирпичи или кирпич облицовочный под старину, помещение обязательно приобретет уютный и необычный внешний вид. Такая отделка безупречно прослужит вам длительное время, не требуя ремонта и утомительного ухода за ней. Инструкция по самостоятельной кладке старинного кирпича в видео в этой статье.

iz-kirpicha.su

17 октября 2018 года в Мытищинском историко-художественном музее в 16.00 состоялась презентация новой историко-краеведческой книги известного подмосковного краеведа-исследователя Блохиной Валентины Петровны.Валентина ПетровнаExpand text… автор книги "Мытищи.Семейные хроники Зверевых"(2015),автор многочисленных краеведческих статей,публиковавшихся в газетах "Наши Мытищи", "Неделя в округе"," Родники", в журналах "Подмосковный летописец"," Московский журнал" и других периодических изданий.И вот свершилось-очередная краеведческая книга нашего замечательного краеведа -"Кирпичная империя в окрестностях Больших Мытищ(2018).Эта книга об известных подмосковных кирпичных заводчиках Челноковых,Ворониных,Шапошниковых,Герасимовых,Романовых,их заводах и заводской продукции и построек из этого кирпича. Все тогдашние кирпичи имели клеймо заводовладельца. Многие Подмосковные фабрики,заводы,храмы,здания, фундаменты усадеб и т.д.-это все мытищинский и сергиево-посадский кирпич!!Книга издана в формате подарочного альбома и напоминает пор своей форме кирпич. И так,на презентации книги В.П.Блохиной присутствовали гости,жители города Мытищи и соседнего Пушкино,художники,краеведы,депутаты,сотрудники мытищинского музея и все,кому интересна история нашего края. Вначале выступили ученики и преподаватели музыкальной школы,исполнив несколько музыкальных произведений. Со вступительным словом к гостям вышла директор Мытищинского историко-художественного музея Клычникова Мария Альбертовна и поблагодарила Блохину за новую книгу,рассказала,что город Мытищи и производство мытищинского кирпича известно не только у нас в Подмосковье,но и за пределами его. Зам.главы администрации Мытищи Конягин Валерий Александрович наградил Почетными грамотами и Благодарственными письмами главы городского округа Мытищи-А.Г.Уралову,В.Г.Мелентьева,В.П. Блохину за огромный краеведческий труд и за созданную книгу. Валерий Александрович сказал,что …" У нас с вами началась краеведческая цепочка презентаций,которую надо достойно выдержать…" Про создание данной книги,сборе краеведческих материалов и работе в архивах рассказала сама автор книги-Блохина В.П. и сделала интересную презентацию на экране,показав много редких документов и старинных фотографий. Рассказала о крупнейших кирпичных заводовладельцах Челноковых,Герасимовых,Вороненых,Шапошниковых,Романовых. Эта книга писалась три года. Валентина Петровна неделями сидела в мытищинских и щелковских архивах,в музеях,библиотеках. Когда она начала писать свою книгу-опиралась на опыт краеведов Князева и Маслова,и во многом Валентине Петровне помог известный мытищинский краевед и велопоходник Владимир Фролов(он даже автора сводил на территорию мытищинского водоканала).Так же выступила одна из издателей книги о кирпичной империи-А.Г.Уралова .Она тоже рассказала,как создавалась и издавалась книга."..Книга издана оригинально,-сказала она-, по дизайну книга напоминает кирпич и издана в подарочном формате.Цвет обложки-это цвет старого кирпича и форма тоже. Приятно книгу подержать в руках.." После всех выступлений было масса вопросов к автору кгиги,на которые Валентина Петровна отвечала с большим удовольствием. На презентации прошла небольшая выставка,где можно было подержать в руках кирпичи с клеймом и полистать краеведческие книги мытищинских авторов. На мероприятии краеведы из Мытищи и Пушкино-С.Ветлин,В.Фролов,Ив.Клязьминский,Е.Осокина,Е.Фадеева,мытищинский молодой и талантливый художник Николай Моховой с мамой.Все желающие могли сфотографироваться с автором краеведческой книги. И маленькое краеведческое обьявление- 24 и 25 октября 2018 года в городе Мытищи в библиотеке им.Д.Кедрина состоятся презентации новых книг о Мытищи-книга краеведа Дмитрия Гурьянова( пройдет 24.10.2018. в 16.00) и Сергея Ветлина ( пройдет 25.10.2018 в 16.00). Ждем всех в кедринке,приходите!! ( Автор текста и фото подмосковный краевед и журналист Иван Клязьминский).✍?✍?✍?✍?✍?✍?✍?✍?????????

vk.com

Старинный кирпич с клеймом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.